Ученые создали метод лечения рассеянного склероза, не подавляющий иммунитет
6 июня 2013 года

Способ лечить людей от рассеянного склероза, не подавляя их иммунную систему, придумала группа ученых США, Швейцарии и Германии, результаты работы которой опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

При рассеянном склерозе иммунная система разрушает миелин, из которого состоит изолирующая оболочка нервных волокон. Без миелина нервы хуже проводят сигнал, что приводит к разным последствиям от легкого онемения конечностей до паралича или слепоты. Существующие методы лечения рассеянного склероза подавляют иммунную систему пациента, делая его уязвимым для болезней.

"Наш способ лечения останавливает аутоиммунный ответ и предотвращает активацию новых аутоиммунных клеток. При этом наш подход не ослабляет иммунитет в целом", - сказал Стивен Миллер (Stephen Miller) из Медицинской школы Фейнберга Северо-Западного университета (США).

Миллер и коллеги соединяли белые кровяные клетки больных с антигенами - белками, из которых состоит миелин и на которые иммунная система реагирует как на сигнал к уничтожению - и вводили их в организм. В связке с клетками крови иммунная система распознавала белки миелина как безопасные и "привыкала" к ним.

В исследовании участвовали всего девять пациентов. Целью ученых было подтвердить безопасность метода. Хотя исследование также показало, что чем больше была доза, которую получал пациент, тем слабее его иммунная система реагировала на миелин. Чтобы убедиться, что иммунная система не пострадала, ученые вводили пациентам обезвреженные столбнячные токсины.

На следующей стадии клинических исследований ученые должны будут доказать, что их метод действительно останавливает развитие рассеянного склероза. Тогда его можно будет использовать и против других аутоиммунных и аллергических заболеваний. Пока исследования на животных показывают эффективность метода против диабета 1 типа, астмы и аллергии на арахис. Также возможно, что кровяные клетки удастся заменить на более дешевые наночастицы.