Минфин РФ делает ставку на развитие добровольного страхования - проект стратегии
29 октября 2012 года
Министерство финансов России делает ставку на развитие добровольных видов страхования на российском рынке и постепенное сокращение доли обязательных видов, свидетельствует проект стратегии развития рынка страхования РФ до 2020 года, составленный Минфином и имеющийся в распоряжении агентства "Прайм".
В 2012 году истекает срок действия нынешней стратегии, которая была утверждена правительством в 2008 году. Минфин подготовил и направил на согласование в ведомства текст новой стратегии.
Основной целью нового документа является "комплексное содействие развитию страховой отрасли - превращению ее в стратегически значимый сектор экономики России".
ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД
В настоящее время развитие страховой отрасли происходит по экстенсивному пути, считает Минфин. Темпы прироста премий увеличиваются за счет введения обязательных видов страхования.
"Всякое обязательное страхование является ограничением прав и свобод человека и гражданина, поскольку умаляет его автономию воли, предписывает ему заключить гражданско-правовые договоры на определенных условиях и, что практически наиболее существенно, понести соответствующие расходы в виде уплаты страховой премии", - считает Минфин.
К обязательному страхованию следует прибегать лишь в случаях, когда оно является наиболее эффективным способом решения общественно значимых проблем.
"Учитывая сложившуюся ситуацию на рынках обязательного страхования, дальнейшее развитие страховой отрасли РФ должно быть направлено на стимулирование развития добровольных видов страхования... В целях перехода страховой отрасли на интенсивный путь развития... необходима переориентация государственной политики и деятельности страховщиков на развитие добровольных видов страхования", - считает Минфин.
РАБОТАЮЩАЯ "ОБЯЗАЛОВКА"
Для совершенствования регулирования обязательных видов страхования, по мнению Минфина, необходимо, среди прочего, устанавливать минимальные и максимальные значения тарифов, а впоследствии либерализовать порядок определения тарифов, передав их установление страховщикам.
Минфин предлагает ряд шагов в рамках развития уже действующих обязательных видов страхования. В ОСАГО нужно переходить "от оценки риска и расчета тарифов на базе транспортного средства на оценку рисков конкретного водителя, установление более справедливого ценообразования с учетом риска. Еще одно направление работы в этом секторе - совершенствование системы тарификации, включая систему коэффициентов страховых тарифов (бонус-малус). Ведомство также намерено оценить возможности перехода на электронный документооборот между страховщиками, страхователями и потерпевшими и использование электронного полиса.
В обязательном медицинском страховании (ОМС) предлагается унифицировать систему для всего регионов РФ, обеспечить взаимодействие ОМС и ДМС, сделать реальным и ответственным выбор пациентом страховщика и медицинской организации.
Одно из направлений развития обязательного страхования ответственности владельца опасного объекта (ОСОПО) - рассмотрение возможности перегруппировки объектов страхования, а также совершенствование системы тарификации.
НА ПУТИ К ИНТЕНСИВНОМУ РАЗВИТИЮ
Интенсивный путь развития страховой отрасли будет обеспечиваться внедрением новых условий добровольного страхования, говорится в стратегии.
Для устойчивого развития этого сегмента страхования необходимо реализовать ряд мер. Среди них - доступность страховых услуг малообеспеченным гражданам, а также проживающими на отдаленных территориях и подверженных рискам природных опасностей и иных чрезвычайных ситуаций.
Кроме этого, необходимо совершенствовать процедуру лицензирования страховщиков, создавать основы для регулирования и контроля долгосрочных видов страхования жизни, определить возможности участия страховщиков в пенсионной системе, выделить "место, роль и порядок" микрострахования. Необходимо также повышать интересы населения к страхованию имущества от стихийных бедствий природного характера и развивать систему страхования в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
ИНФРАСТУКТУРА И НАДЗОР
Для эффективной работы рынка нужна развитая инфраструктура. В этом аспекте Минфин считает нужным повышение статуса и роли профобъединений страховщиков и СРО, постепенно расширяя круг их функций и полномочий.
Особое внимание следует уделить развитию института страховых посредников, законодательному регулированию актуарной деятельности, системе рейтингования страховщиков, а также формировать институт страховых сюрвейеров и аварийных комиссаров (аджастеров).
В проекте новой стратегии Минфин также затрагивает вопросы совершенствования страхового надзора, требований к финустойчивости и платежеспособности игроков рынка, повышения качества раскрываемой информации, защиты прав потребителей, повышения страховой культуры, популяризации страхования у населения, а также усиления роли российского страхового рынка на международном уровне.