Школы должны следить за физической и умственной нагрузкой учеников, уверены эксперты
18 октября 2012 года
Эксперты считают необходимым разделять детей на группы по физической культуре в школах в зависимости от состояния здоровья и следить за их физической и интеллектуальной нагрузкой, а также правильным питанием, об этом они заявили в ток-шоу "Школа. Live", которое состоялось в пресс-центре в четверг.
Очередной темой ток-шоу, которое стартовало в сентябре при поддержке издания "Московские новости", радиостанции "Эхо Москвы" и "", стала "11 школьных лет без вреда для здоровья". Данная тема была выбрана в связи с тем, что, по статистике, здоровых детей становится все меньше. По данным Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Минобрнауки, более 50% школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту окончания школы полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников.
"Физкультура в школах есть, однако вопрос в том, как она организована... Только 30% детей практически здоровы. Это значит, что заниматься спортом может 30% детей. Для 70% нужны занятия в подготовительной группе, но нет специалистов, и в специальной медицинской группе", - сказала академик Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии Марианна Безруких.
По ее словам, дети, состояние здоровья которых не позволяет заниматься спортом наравне с другими ребятами, в настоящее время "сидят на скамейке".
Он отметила, что независимо от состояния здоровья всегда необходимо составлять рациональный режим на двигательные и интеллектуальные нагрузки.
В частности, по словам академика, было проведено исследование среди 1,5 тысячи школ России и 60 тысяч учащихся первых и десятых классов: установлено, что у обоих групп детей отмечается нарушение режима, недосыпание и недостаток прогулок на свежем воздухе.
"У старшеклассников шестнадцати-восемнадцатичасовой рабочий день, а в первом классе - двенадцати-четырнадцатичасовой", - подчеркнула Безруких.
По ее словам, проблемы отмечаются не только у школьников, но и дошкольников, многие из которых не могут пройти по прямой линии в связи с двигательной скованностью.
"Сегодня в три года дети должны учиться читать, но не бегать и лазить", - добавила академик.
Она считает, что в целом в школах сейчас не хватает квалифицированных педагогов по физкультуре, несмотря на наличие образовательных программ по данному предмету.
Как заявил заслуженный мастер спорта по дзюдо и самбо, депутат Госдумы РФ Дмитрий Носов, мало кто с детства готовится к олимпийским завоеваниям, однако к спорту необходимо приучать.
"Главное, чтобы ребенок вырос здоровым. И этот фундамент нужно закладывать рано", - подчеркнул он.
Носов отметил, в России насчитывается достаточно большое количество спортивных школ, в которых учатся самые здоровые дети.
Участники ток-шоу обратили внимание и на то, что здоровье учащихся во многом зависит не только от физических нагрузок, но и от системы питания. Так, по мнению собравшихся, многие школьники отказываются от нормальной пищи в пределах учебного заведения в связи с неприятием ее внешнего вида и предпочитают перекусывать в буфете, либо берут еду из дома.
"Мы можем сделать идеальное меню, а ребенок не захочет есть",- считает врач-диетолог Алексей Ковальков.
Он отметил, что перед школой дети пьют чай, кофе или какао с сахаром, а едят бутерброды.
"Дети встают с кровати, у них много энергии, а от такой пищи у них вырастает содержание инсулина. После этого им до трясучки в руках нужны углеводы, поэтому они покупают шоколад, пиццу и подсаживаются", - заявил врач.
По его словам, в результате дети в будущем могут заработать сахарный диабет, для избегания которого необходимо объяснять ребенку вред такого питания.
"Нужно вводить в школах уроки по диетологии", - сказал Ковальков.