Израильский филармонический оркестр выступил в Москве
21 мая 2012 года

Весенний парад оркестров в столице закрылся в воскресенье выступлением израильских музыкантов.

Концерт израильского филармонического оркестра (ИФО) отмечал сразу две официальные даты - 75-летие коллектива и двадцатилетие возобновления дипломатических отношений между Россией и Израилем. Это имело свои последствия. Неизбежный в таких случаях конферанс Святослава Белзы, приветственные выступления чиновников разных уровней и сюрприз от Зураба Церетели, который в зале замечен не был, превратили вечер не столько в музыкальное, сколько в деловое мероприятие с перерывом на музыкальные номера.

О масштабе мероприятия можно было догадаться еще на подходе к концертному залу имени Чайковского - гигантские технические фуры, расписанные символикой одного из федеральных телеканалов, обеспечивали запись концерта, которая велась с размахом. Подвешенные камеры, летающие камеры, бегающие на полусогнутых между оркестрантами операторы. Фактически первое отделение концерта можно было бы назвать сорванным, если бы не железная выдержка индийского маэстро Зубина Мета. Ни один мускул не дрогнул на его лице, когда висящая над оркестром камера, очевидно, сломанная, начинала жалобно трещать и дергаться. Причем этот эффект можно было наблюдать на протяжении всей первой части концерта.

Вторым и самым надежным сигналом особого статуса вечера стал выход на сцену Святослава Белзы, который в свою очередь пригласил на туда Михаила Швыдкого, специального представителя президента по международному культурному сотрудничеству, и посла Израиля в России Дорит Голендер. Господин Швыдкой как обычно извинился, что стоит спиной к оркестру, но в целом был достаточно краток, как и его израильская коллега. Святослав Белза, который тоже имеет железные нервы, не стушевался даже тогда, когда публика попробовала перехлопать его исторический экскурс и вызывать на сцену дирижера. Но, кажется, конферансье сказал все, что задумывал.

Неожиданное появление второго конферансье настолько сбило с толку публику, что очередное торжественное выступление, не имеющее отношения к музыке, зал после антракта и перед вторым отделением выслушал терпеливо и даже с интересом. То есть фокус удался. На сцену, как было объявлено, поднялся вице-президент Российской академии художеств Андрей Бабыкин и сообщил, что Зураб Константинович и президиум приняли решение сделать маэстро Зубина Мета почетным членом академии. Он поблагодарил дирижера, оркестр и "нашего прекрасного Дениса-пианиста", имея в виду Дениса Мацуева, который исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского, и вручил дирижеру медаль и диплом.

Выбранная программа оказалась довольно консервативна. В этот вечер, помимо сыгранного Денисом Мацуевым с привычными спортивными эффектами Первого концерта для фортепиано Чайковского, прозвучала Седьмая симфония Бетховена и его же увертюра "Эгмонт".