Первый беспосадочный перелет через Атлантику
20 мая 2012 года

Восемьдесят пять лет назад, 20 мая 1927 года, был совершен первый беспосадочный перелет через Атлантику.

Ниже приводится справочная информация.

Первый беспосадочный перелет через Атлантический океан в одиночку в 1927 году совершил американский летчик Чарльз Линдберг (Charles Lindbergh, 1902-1974).

Линдберг с детства увлекался авиацией. Бросив учебу на втором курсе университета в Висконсине, Чарльз поступил в летную школу, после окончания которой выступал с трюковыми полетами. После года службы в армии стал работать пилотом авиапочты.

Когда Чарльз Линдберг прослышал о новом самолете Bellanca, который был способен пролететь без посадки более 7 тысяч километров, он загорелся идеей пересечь по воздуху Атлантику. К тому времени выполнить трансатлантический рейс пытались уже неоднократно. В 1919 году нью-йоркский бизнесмен и владелец сети отелей Рэймонд Ортейг в рекламных целях учредил приз в 25 тысяч долларов для того, кто первым добьется успеха в этом рискованном предприятии. Однако, несмотря на обилие конкурентов по обе стороны Атлантики, все попытки перелета кончались авариями.

Линдберг заказал авиационной фирме Ryan Aeronautical из Сан-Диего собственноручно разработанный одномоторный моноплан, предназначенный исключительно для сольного трансатлантического перелета.

Через два месяца ударной работы на свет появился легендарный самолет "Дух Сент-Луиса". В машине не было ничего лишнего. Чтобы взять на борт побольше топлива, Линдберг отказался от парашюта, радио, тормозов и даже от стеклянного "фонаря" - для обзора имелся небольшой перископ. Постройка самолета обошлась в 10 580 долларов.

Такую крупную по тем временам сумму Линдберг получил у группы бизнесменов Сент-Луиса.

10 мая 1927 года Линдберг вылетел на новом самолете из Сан-Диего в Нью-Йорк с промежуточной посадкой в Сент-Луисе. Полное полетное время составило 21 час 45 минут - это был рекордный трансконтинентальный перелет.

Прилетев в Нью-Йорк, Линдберг застал плохие погодные условия, из-за которых его трансатлантический перелет мог быть отложен на несколько дней. Но 19 мая прогноз предсказывал перерыв в дождливой погоде, поэтому Линдберг решил лететь на следующий день. Он прибыл на аэродром еще до рассвета, чтобы подготовить самолет перед отлетом. 20 мая 1927 года в 7:40 утра Чарльз Линдберг запустил двигатель и в 7:52 поднял самолет "Дух Сент-Луиса" в воздух с аэродрома Рузвельта в Нью-Йорке. В полет его провожала вся страна. В день взлета поле было немного мягким из-за дождей, поэтому самолет набирал скорость очень медленно и взлетел, едва не задев линию электропередач. Набрав достаточную высоту, пилот сбросил обороты двигателя.

Дополнительный бак с топливом сместил центр тяжести моноплана, он плохо поддавался управлению и в любой момент норовил сорваться в штопор.

Возле пролива Лонг-Айленд самолет с фотографом, который сопровождал Линдберга, повернул обратно.

Когда наступил вечер, летчик пролетал над полуостровом Кейп-Код и Новой Шотландией в направлении к открытому океану. Над поверхностью воды образовался туман, который вскоре стал гуще и выше. Через два часа пилот уже скользил в трех тысячах метров над водой по верхней части грозовых облаков. Когда Линдберг попытался пролететь через одно из грозовых облаков, самолет начал обледеневать и под тяжестью льда мог рухнуть в океан. Тогда пилот совершил маневр и вошел в более теплые слои атмосферы. Пытаясь найти правильный курс в тумане, Линдберг иногда пролетал в трех метрах над водой.

Через несколько часов Чарльз Линдберг заметил гористое побережье. Летчик развернул самолет к земле и вскоре увидел залив Дингл. Линдберг понял, что это было юго-западное побережье Ирландии и возобновил курс на Париж.

Путь Линдберга во Францию пролегал над Ирландией и Англией. Погода прояснилась, и летные условиях стали практически идеальными. С наступлением вечера второго дня Линдберг уже пролетал над побережьем Франции и городом Шербур (ныне - Шербур-Октевиль).

Линдберг заметил огни Парижа ближе к десяти часам вечера и через несколько минут уже кружил над Эйфелевой башней.

21 мая в 22:22 Чарльз Линдберг приземлился на аэродроме Ле-Бурже во Франции. За 33 часа 30 минут он пролетел 5 809 километров и первым в одиночку пересек Атлантический океан.

Президент Франции вручил Чарльзу Линдбергу орден Почетного легиона. Также пилота удостоили аудиенцией короли Бельгии и Великобритании, а домой его вместе с самолетом доставил американский крейсер.

На родине героя Америки ждала торжественная встреча - сначала в столице, где его поприветствовал лично президент Калвин Кулидж и наградил крестом "За выдающиеся летные заслуги", а потом в Нью-Йорке. Там автомобиль с триумфатором едва пробился сквозь многотысячную толпу, заполонившую Манхэттен. Мэр Джимми Уолкер наградил Линдберга медалью Нью-Йорка "За отвагу".

Фонд Даниэля Гуггенхайма выступил спонсором трехмесячного общенационального тура Чарльза Линдберга на самолете "Дух Сент-Луиса", в рамках которого летчик посетил 49 штатов.

Федеральное почтовое ведомство выпустило в честь Линдберга марку. Двумя годами позже конгресс наградил летчика Медалью Почета. Репортаж Линдберга о полете был опубликован сначала в газете The New York Times, а позже вышел в виде отдельной книги "Мы". В 1954 году за свою вторую книгу о трансатлантическом перелете "Дух Сент-Луиса" летчик получил Пулитцеровскую премию.

В 1927 году Чарльз Линдберг первым удостоился премии "Человек года" по версии американского журнала Time.

Всемирная федерация авиационного спорта, единственная организация, уполномоченная на сертификацию мировых рекордов авиации и астронавтики, 31 августа 1927 года сертифицировала полет Линдберга как мировой рекорд.