Школы Москвы лучше приспособлены для инвалидов, чем колледжи и вузы
5 декабря 2012 года
Система высшего и профессионального образования Москвы значительно уступает школам по условиям для обучения инвалидов, сообщила журналистам в среду доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, куратор исследования доступности профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья Марина Баскакова.
Международный день инвалидов отмечается 3 декабря. Памятная дата была провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 14 октября 1992 года с целью привлечь внимание к проблемам людей, испытывающих трудности с полноценной интеграцией в жизнь общества.
"Большинство опрошенных инвалидов получают профессиональное образование в обычных образовательных учреждениях на инклюзивной основе, где условия обучения для них не приспособлены", - отметила Баскакова, ссылаясь на результаты исследования.
Так, по ее данным, в столичных учреждениях профобразования не созданы условия для безбарьерного доступа учащихся с ограниченными возможностями здоровья к спортзалу (42,7%), медицинскому кабинету (41,8%), туалету (39,9%), а также компьютерному классу (37,1%). Кроме того, студентов с ограниченными возможностями не устраивает мебель в учебных классах, отметила куратор исследования.
Лучше всего оборудованы для студентов-инвалидов подходы к зданиям учебных заведений и аудитории.
Согласно данным исследования, две трети инвалидов в возрасте от 16 до 25 лет хотели бы получить высшее профессиональное образование, при этом меньше всего желающих получить рабочие профессии - 3,1% опрошенных. Более 44% опрошенных молодых инвалидов несколько лет назад получили дипломы о профессиональном образовании разного уровня, и 46% инвалидов продолжают обучение.
По данным департамента социальной защиты населения, в Москве проживает около 1 миллиона инвалидов, в том числе 31 тысяча детей. Эта цифра растет и увеличивается в год в среднем на одну тысячу человек.
Как рассказала, в свою очередь, руководитель исследования доступности среднего образования для людей с ограниченными возможностями Оксана Кумачева, многие родители детей-инвалидов в Москве хотят, чтобы их дети обучались в инклюзивных школах.
"В зависимости от характера проблем со здоровьем у ребенка, среди родителей доля сторонников полной инклюзии колеблется от 2,4% до 27,9%, за частичную инклюзию выступают от 9,3% до 35,8%", - рассказала Кумачева.
По результатам исследования, среди плюсов инклюзивного образования родители считают социализацию. Между тем, дискриминации по причине ограниченных возможностей здоровья ребенка подвергались 38,7% детей, говорится в исследовании. Среди противников совместного обучения детей около 6% москвичей.
По данным столичного департамента социальной защиты населения, в настоящее время по программе инклюзивного образования работает 96 детских садов, 874 школы и 40 колледжей Москвы.
Между тем, для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья важны не только выплаты, но и технические средства реабилитации, лекарственное обеспечение, санаторный отдых. В Москве сегодня работает 66 школ коррекционного типа. Более тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья находятся на дистанционном образовании. К концу 2016 года охватить возможностями дистанционного образования планируется свыше 2,5 тысяч детей.