Ученые создали 3D-принтер, способный "печатать" квазиживые ткани
4 апреля 2013 года

Британские ученые создали трехмерный принтер, способный "печатать" материалы, напоминающие по своим свойствам живые клетки и ткани, в том числе способные совершать мускульные сокращения и оснащенные собственной сетью из "нейронов", говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Мы не пытаемся создать материалы, на 100% повторяющие ткани тела, а некие синтетические структуры, способные исполнять те же функции, что и их живые аналоги. Мы показали, что можем создать сети из десятков тысяч капель-"клеток", соединенных друг с другом. Эти капли можно печатать вместе с белковыми порами, комбинации из которых будет представлять собой каналы, способные передавать электрические сигналы и напоминающие нервные клетки", - заявил Хаган Бэйли (Hagan Bayley) из Оксфордского университета (Великобритания).

Бэйли и его коллеги создали первый прототип квазиживой ткани, экспериментируя с микроскопическими каплями-"клетками". Каждая такая клетка представляет собой микро-шарик из воды размером в 50 микрометров, покрытый молекулами жиров, напоминающими по своей структуре ключевые компоненты клеточной мембраны. По словам ученых, подобные "клетки" абсолютно стабильны и могут существовать в течение нескольких недель.

Авторы статьи научились объединять эти шарики в квазиживые ткани при помощи специального 3D-принтера, способного изготовлять "клетки" с разными размерами и свойствами. Биотехнологи использовали это устройство для сборки нескольких образцов квазиживой ткани из нескольких десятков тысяч клеток.

Так, ученые использовали два вида микро-шариков для создания "цветка", постепенно сжимающего свои лепестки подобно мускулу. В другом случае Бэйли и его коллегам удалось встроить в квазиткань систему из электропроводящих каналов, которые могут исполнять роль нервных клеток. Ученые полагают, что подобные искусственные ткани можно будет использовать в качестве медицинских протезов, соединяющих поврежденные органы в теле человека.